Кризисной ситуацией можно считать события, действия и бездействие персонала, которые приводят к потере контроля над элементами (подчиненными людьми, командами, отрядами).
Потеря управляющего элемента
Типичная ситуация: командир отряда или лидер команды погиб.
Решение:
- Найти элемент (отряд, команду) оставшийся без управления:
- если есть связь по ДВ/КВ, то попытаться выйти на канал элемента и попробовать связаться с оставшимся персоналом;
- иначе - использовать соседний элемент для установления связи (по ДВ/КВ, либо выйдя на последнюю известную позицию);
- либо лично выйти на последнюю известную позицию и попытаться найти выживших.
- Собрать элемент вокруг себя и выдать новый ORBAT:
- при наличии опытных командиров нижнего звена - назначить одного из них на роль командира элемента;
- иначе - самому стать командиром элемента.
- В зависимости от ситуации:
- если есть необходимость продолжить выполнение плана и высокой боеспособности элемента - продолжить выполнение миссии в текущем ORBAT;
- иначе - отступить для перегруппировки и/или повторного развертывания.
Ошибка в исполнении указания
Типичная ситуация: водитель повел машину не в ту сторону, двойка заняла не тот угол, второй номер держит не тот сектор.
Решение:
Хорошее указание не должно иметь свободы интерпретации, однако не всегда удается его так сформировать. Неточность исполнения может иметь следующие причины:
- неразборчивость речи,
- неоднозначность адресата,
- не точное указание,
- "отставание" адресата.
Следует вновь сформировать указание и повторно выдать его:
- Удостоверьтесь, что вас слышат:
- проверьте, что вы на крике
- будьте в прямой видимости от адресата
- спросите - слышит ли он вас?
- Однозначно определите адресата:
- роль, если вы в машине ("Водитель", "Стрелок", "Десант" - для пассажиров)
- имя команды при обращении к двойке ("Красные, вторая двойка")
- конкретный позывной ("Хуюзил")
- Уточните задачу:
- покажите пальцем на нужную точку
- дайте описание ("серый дом, два этажа", "вторая машина (в колонне), с АГС")
- озвучьте азимут и дистанцию ("на 2-3-0, 100 метров")
- Убедитесь, что адресат понимает происходящее и что от него хотят - см. раздел "Отставание"
Ошибка в исполнении приказа
Типичная ситуация: отряд/команда переместился на позицию иную от ожидаемой, заняли не тот дом, используют не ту машину.
Решение:
Приказы обычно имеют большую свободу интерпретации, а также значительное время для выполнения. Если ваш приказ был прямым указанием на конкретное действие, то см. раздел "Ошибка в исполнении указания".
Ошибка в исполнении приказа связана с большей затратой времени и может повлиять на общий план миссии. Поэтому для решения есть два пути - нормализация текущей ситуации и восстановление ее до "идеальной".
Нормализация (стоимость = новый план) - принимаем ситуацию какой она есть, делаем правки текущего плана и продолжаем.
Восстановление (стоимость = новый план + потеря времени на остановку оригинального плана) - выдаем новые указания призванные восстановить ситуацию до желаемой, ждем их выполнения и затем продолжаем выполнение "идеального" плана.
Соответственно при выборе решения в контексте игровых сессий следует стремиться к варианту с минимальной стоимостью (обычно это правка исходного плана в соответствии с новой обстановкой).
Критерии выбора:
- Текущий результат приемлем? Если текущее состояние достаточно для продолжения выполнения текущего плана - просто выполняем план дальше (нормализация).
- Допустимо ли изменение плана? Если текущее состояние позволяет эффективно выполнить иной план - стоит использовать новые возможности (нормализация).
- Иначе - уточняем текущую ситуацию и определяем способ достижения результата, оцениваем приемлемость с учетом обстановки и требуемого времени.
- Если не приемлемо - перепланируем относительно текущей ситуации (нормализация).
- Иначе - выдаем новые указания (восстановление).
Отставание
Типичная ситуация: человек систематически неточно исполняет приказы/указания, либо делает это замедленно, не инициирует контакт сам или в ходе контакта говорит спутанно, игнорируя вопросы.
Решение:
Психологически каждый человек находится в своей отдельной реальности, которую он воссоздал в сознании, и действует адекватно ей. Иногда ввиду разных причин (усталость, потеря внимания, неожиданное развитие событий) внутреннее представление начинает сильно расходится с реальным положением дел. В следствие этого - логичные действия в рамках внутреннего представления становятся порой абсурдными в реальности. Что еще хуже - сам человек не может обнаружить рассхождений и будет продолжать действовать в согласии с собственными представлениями.
- Следует "выдернуть" человека из его потока мыслей, остановить любые его активности.
- установить личный контакт на месте
- приказать остановить текущие действия и препятствовать любой деятельности до полной остановки
- Показать на местности (и на карте, если это командир любого звена):
- где находитесь сейчас
- где находятся союзники
- где находятся противник
- Кратко обозначить план на ближайшие несколько минут
- Отдавая простые и однозначные указания начать исполнение обозначенного плана, контролируя выполнение указаний и требуя коммуникации (подтверждение команд и их исполнения).
- Если в действиях подчиненного появляется уверенность и точность, то постепенно снижать степень контроля, возвращаясь к обычному взаимодействию.
- Иначе - закрепить подчиненного за собой и держать его рядом.
- Если подчиненный является лидером элемента, то закрепить за собой весь элемент. Элемент использовать преимущественно как элемент поддержки.